Луданина И.В.,

учитель английского языка высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителей иностранных языков ГБОУ Гимназии №1748 «Вертикаль»,

«Грант Москвы» - 2008, победитель ПНП «Образование»- 2010.

 

Средовый подход к организации образовательного процесса обучения иностранным языкам в условиях ФГОС.

При переходе на новые стандарты изменилась парадигма образовательного процесса, изменились роли учителя и ученика. Функционирование школы требует пересмотра управления и создания образовательной среды, в условиях которой могли бы быть выполнены новые образовательные задачи. Средовый подход к организации образовательного процесса предполагает наличие определенной кадровой, методической, финансовой базы, современного оборудования для достижения поставленных задач. Средовый подход к организации обучения иностранным языкам диктует особые условия как для учителей, так и для учеников. Создание условий для погружения учащихся в языковую среду, технологии и подходы, ориентация на планируемый результат, развитие проектного метода работы на уроках иностранного языка, а также стимулирование учащихся и родителей на создание внеучебной образовательной среды - вот задачи, над которыми работает наше методическое объединение в условиях реализации новых ФГОС.

В педагогике нет однозначного мнения, в какой степени среда влияет на процесс развития, но и бесспорно то, что она играет важную роль в формировании личности. Средовый подход  к обучению иностранным языкам и организации процесса обучения является далеко не новым по существу, так как невозможно переоценить роль языковой среды на любом из этапов обучения. Под средовым подходом понимается не только организация специальной среды для учащихся, но и «система действий со средой, обеспечивающих её превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательного результата».

Отличительной чертой средового подхода является то, что он имеет свою определенную терминологию, где базовыми лексемами являются: среда, ниша, стихия, трофика, меченые, средообразовательные действия.

Среда – то, среди чего пребывает индивидуум. Это совокупность ниш, стихий и меченых, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает человеческая жизнь; это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Это суммарное средство управления.

Стихия – властвующая над человеком гигантская сила, которая захватывает, увлекает и метит индивидуумов, программирует их поведение. Благодаря этому понятию открывается новая педагогическая реальность, новая сила, способная в обход сознания влиять на поведение индивидуумов.

Трофика – то, чем «питается» индивидуум и что составляет основу воспитания. Трофика, потенцированная в нишах, подразделяется на тактильную, визуальную, звуковую; интеллектуальную, кинетическую и пр. По-другому, ее называют трофикой для глаз, слуха, ума, сердца, воли, воображения и пр.

Меченые – индивиды, которых коснулось та или иная стихия и оставила свой отпечаток на внутреннем или внешнем облике, на образе их мыслей , чувств и действий.

Средообразовательные действия –  эта творческая деятельность, направленная на генерирование среды, создание природных и социокультурных ниш, потенцирование трофики, привнесение стихий.

Ниша – поле возможностей, позволяющее индивидуумам удовлетворять свои потребности. Это то, куда можно войти хотя бы мысленно. Например, ниша – это класс, урок, парк, музыкальное или литературное произведение и т.п.

Педагогу крайне важно знать закономерности взаимодействия личности и среды, компонентов среды между собой, чтобы правильно прогнозировать результаты своей деятельности. Ценность технологии и в том, что она дает характеристику «меченых». Каждый «меченый» уже наделен какими-то достаточно сильными качествами. Они способны вовлекать в процесс других людей. Сильный «меченый» способен даже учителя вовлечь в свою деятельность. Иногда « меченые» не вписываются в учебно-воспитательный процесс. Что же с ними делать? Игнорировать? Рискнуть и дать им свободу действий? Наделенные определенным талантом и способностями «меченые» способны достигать больших высот в своём развитии. Учитель должен уметь распознать «меченых», привлечь их к деятельности и по возможности направить их в нужное ему русло.

Создание образовательной среды.

 

Как учитель английского языка я могу выделить следующие компоненты образовательной среды, которые работают на достижение поставленных целей и получение желаемого результата от Ученика: урок, кабинет ИЯ, внеурочная деятельность, родители. Все эти компоненты в той или иной мере организует и наполняет содержанием Учитель.  На схеме мы видим, что эти компоненты – ниши, во взаимодействии формируют многообразие и  дополняют друг друга.

Урок иностранного языка в логике средового подхода представляет собой нишу, где формируется и развивается личность ребенка,  предоставляются учащимся различные возможности: языковые, технические, эвристические, познавательные, позиционные, предметно-пространственные, информационные. Учитель должен оснастить, облагородить, обогатить питательную среду учебного занятия. Душой урока должны стать стихии. Сам учитель – активатором, генератором и организатором взаимодействия, регулятором влияния стихий на детей. В логике средового подхода цели урока формулируются на уровне личности:

Учащийся должен иметь …………….., чтобы уметь ………………

Причем «иметь» учащиеся должны не только ЗУН или компетенции, но и отношение, позицию, представление, опыт, вкус, убеждение и т.п. В условиях внедрения новых ФГОС учитель снабжает ученика нужными умениями, чтобы в итоге он овладел навыками осуществления различной деятельности. Принцип деятельности – это один из главнейших принципов, на основе которых формируется новое отношение учителя к организации образовательного процесса. Для учителя иностранных языков – это уже давно не новый принцип, так как в основе многих УМК, особенно отечественных, заложен метод проектной деятельности освоения нового материала, построенный, согласно новым ФГОС, на принципе творчества. Именно деятельностный подход к обучению и организации процесса обучения в настоящий момент выходят на первый план. В данном подходе школьник, наряду с учителем, выступает в качестве активного субъекта деятельности с учетом его потребностей.

Деятельностный компонент содержания образования включает в себя: опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, опыт познавательной деятельности – в форме знаний, опыт осуществлять действия по образцу – в форме репродуктивных умений, опыт осуществления эмоционально-целостных отношений – в форме личностных ориентаций. Данный подход в методике обучения ИЯ получил название сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения.

Кабинет иностранного языка, соответствующий требованиям и веяниям новых стандартов, является той необходимой нишей, в которой происходит погружение в языковую среду, где учитель максимально наполняет содержание урока, варьирует смену деятельности. Имея под рукой ресурсы сети Интернет, учитель превращает урок в экскурсию в самые, казалось бы, невероятные места стран изучаемого языка. Вот мы в гостях у британской королевы, гуляем по Букингемскому дворцу, а теперь мы имеем возможность прочитать свежий номер The Times  и сразу же обсудить последние новости на ВВС.

У каждого современного учителя есть своя коллекция презентаций к урокам, есть список сайтов, с которыми он постоянно работает и скачивает нужную информацию. А какой же урок английского языка без песен? Мы быстро перемещаемся на YouTube  и находим любого исполнителя, имеем возможность не только послушать его песни, но и увидеть его, спеть вместе с ним.

Интернет предоставляет нам много возможностей, одна из которых – переписка с друзьями. Участвуя в проекте Cambridge English, мы подружились с технологическим колледжем города Монтеррея в Мексике и обменялись посылками с рисунками и сувенирами. Новый опыт всегда обогащает детей не только впечатлениями, но и знаниями, совершенствует речевые навыки, мотивирует на более глубокое изучение языка.

Каждый уважающий себя учитель иностранного языка имеет в кабинете библиотеку иностранной литературы. Дети охотно берут на дом книги, радостно, когда они сообщают, что читали их вместе с родителями. В свою очередь родители, видя у детей стремление и интерес к языку, покупают новые книги, а затем дети обмениваются ими с одноклассниками. Чтение на языке остается одним из самых продуктивных способов прочного овладения иностранным языком, расширяет словарный запас, приучает к языковой догадке и мышлению на языке оригинала. Как инструмент оценивания и контроля чтения, мы используем проведение читательских конференций в форме Reading Circle, позаимствованный у программы дополнительного образования, успешно реализуемой в нашей школе «Оксфордское качество». Кабинет – это также и место, где каждый учащийся после уроков может найти для себя материалы по подготовке к экзаменам, написанию исследовательских проектов, прослушать аудиозаписи тестов, решить олимпиадные задания прошлых лет, получить консультацию учителя.

Для молодого учителя  кабинет наставника – это огромная ниша для повышения квалификации, где он может найти методическую литературу по любым вопросам преподавания, разработки уроков, образцы документов, материалы ВШК, банк презентаций к урокам, необходимые наглядные пособия, flashcards.

Внеурочная деятельность по иностранным языкам на протяжении длительного времени остается одной из той ниш, где любой ребенок и учитель могут найти себе дело по душе. Посещение спектаклей на языке, выставок, прослушивание классической музыки знаменитых зарубежных композиторов, библиотека иностранной литературы им. Лавренева, экскурсии на языке, участие в олимпиадах, конкурсах, научная деятельность учащихся, курсы по программе «Оксфордское качество» - вот  неполный список того, чем могут быть заняты учащиеся во внеурочное время.

Родители, являясь в рамках средового подхода своеобразной нишей, работают во взаимодействии с учителем на получение качественного результата обучения. Окружить ребенка языковой средой во время каникул – проблема, которую решают далеко не все родители. По минимуму – это обеспечить ребенка интересной книгой, по максимуму -  поездкой в страну изучаемого языка либо в языковой лагерь.

Кратко представив основные компоненты образовательной среды, мы можем сказать, что только при полном их взаимодействии учащийся может получить качественный результат обучения в самые минимальные сроки, и к моменту профильной подготовки 10-11 классов выбрать направление дальнейшего обучения языку на одном из специальных уровней. Результаты государственной аттестации и единого экзамена также являются показателем сформированности уровня языковой среды ученика и глубины его погружения.

Таким образом, средовый подход к обучению иностранным языкам можно рассматривать не только с точки зрения содержания всех его компонентов, но и как новый ресурс управления организацией образовательного процесса.

Начальная школа

Предметная линия «Школа России»

 

Класс

Автор и название УМК

Язык

Уровень

Издательство

1.

2

Верещагина И.Н. и др. «Английский язык»

английский

углубл.

Просвещение

2.

3

Верещагина И.Н. и др. «Английский язык»

английский

углубл.

Просвещение

3.

4

Верещагина И.Н. и др. «Английский язык»

английский

углубл.

Просвещение

4.

2

Кузовлев В.П. и др. «Английский язык»

английский

базовый

Просвещение

5.

3

Кузовлев В.П. и др. «Английский язык»

английский

базовый

Просвещение

6.

4

Кузовлев В.П. и др. «Английский язык»

английский

базовый

Просвещение

7.

2

Кулигина А.С., Кирьянова Н.Г. «Французский язык»

французский

базовый

Просвещение

8.

3

Кулигина А.С., Кирьянова Н.Г. «Французский язык»

французский

базовый

Просвещение

9.

4

Кулигина А.С., Кирьянова Н.Г. «Французский язык»

французский

базовый

Просвещение

 

Основное общее образование

Общеобразовательные учреждения

Базовый уровень

Английский язык

Класс

Автор и название УМК

Издательство

1.

5-9

Биболетова М.З. и др.”Enjoy English”

Титул

2.

5-9

Ваулина Ю.Е. и др. “Spotlight”

Просвещение

3.

5-8

Деревянко Н.Н. и др. “New Millenium English”

Титул

4.

9

Гроза О.Л. и др. “New Millenium English”

Титул

5.

5-9

Кауфман К.И. “Happy English.ru”

Титул

6.

5-9

Кузовлев В.П. и др. “English”

Просвещение

Второй иностранный язык

7.

5-9

Афанасьева О.В.. и др. “English”

Просвещение

8.

5-9

“Cambridge English” под редакцией Виноградовой О.И.

Дрофа

Школа с углубленным изучением иностранного языка, гимназии, гимназические классы.

9.

5

Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. “English”

Просвещение

10.

 

Афанасьева О.В., Михеева И.В. “English”

Просвещение

Среднее (полное) образование. Базовый уровень.

11.

10-11

Афанасьева О.В. и др.”Spotlight”

Просвещение

12.

10-11

Биболетова М.З. и др. .”Enjoy English”

Титул

13.

10-11

Гроза О.Л и др. “New Millenium English”

Титул

14.

10-11

Кузовлев В.П. и др. “English”

Просвещение

15.

10-11

Тимофеев В.П. и др. “Up and up”

Академия

Профильный уровень

16.

10-11

Афанасьева О.В., Михеева И.В. “English”

Просвещение

17.

10-11

Баранова К.М. и др. “Starlight”

Просвещение

 

Элективные курсы

Английский язык

Название элект. курса

Класс

Профиль

Издательство

1.

Л.В. Банкевич и др. «Деловой английский»

10

социально - экономический

Просвещение

2.

В.И. Быканова «Деловой английский. Путь к успеху»

11

социально - экономический

Просвещение

3.

Е.Н. Соловова «Гид – переводчик»

10-11

гуманитарный

Просвещение

4.

В.В. Сафонова «История культуры США»

10-11

гуманитарный

Просвещение

5.

В.Р. Трусова «Английская литература»

10-11

гуманитарный

Просвещение

6.

Бизнес - английский

10-11

социально – экономический

Титул

7.

“English for science”

10-11

естественно – математический

Титул

8.

Т.О. Догаева «Вводный курс делового письма»

10-11

социально - экономический

Дрофа